Школа Активного Гражданина «Крах молниеносной войны», для учащихся IX классов (18.11.2021)
В третий четверг ноября 2021 года, учащиеся IX классов приняли активное участие в реализации проекта «Школа Активного Гражданина» (ШАГ), по изучению истории Великой Отечественной войны. Тема единого информационного часа (18.11.2021) была обозначена следующим образом: «Крах молниеносной войны».
В третий четверг ноября 2021 года, учащиеся IX классов приняли активное участие в реализации проекта «Школа Активного Гражданина» (ШАГ), по изучению истории Великой Отечественной войны. Тема единого информационного часа (18.11.2021) была обозначена следующим образом: «Крах молниеносной войны».
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках организационно-мотивирующего этапа мероприятия учителя истории Король А.Е. и Колышко Н.И. познакомили учащихся с содержанием информационных блоков информационного часа:
- «Захват Беларуси германским вермахтом»;
- «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»;
- «Бои на Ленинградском направлении и на Украине»;
- «Московская битва»;
- «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции».
Обсуждение вышеперечисленных информационных блоков проходило в форме дискуссии, педагоги провели для ребят исторический экскурс, который базировался на объективном фактологическом материале с использованием конкретных исторических источников по данной теме. В завершении знакомства с содержанием каждого блока, педагоги обозначали для учащихся ряд актуальных вопросов для последующего обсуждения, что способствовало активному вовлечению учащихся в дискуссию, а также качественному закреплению полученных знаний.
Стоит отметить, что особая роль при изучении новой темы отводилась инициативным группам учащихся, которые подготовили для своих сверстников информационные сообщения про героизм солдат, защищавших Брест, Минск, Могилёв, «Лепельский контрудар» в начале Великой Отечественной войны.
Для подготовки выступлений педагогов и инициативных групп учащихся активно использовались методические и информационные материалы НИО, материалы пособия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», инфографика республиканских информационных агенств, опубликованные в свободном доступе исторические источники (карты, документы, воспоминания участников событий).
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Знакомство с содержанием и обсуждение тематических блоков вызвало активный интерес у учащихся, ребята активно задавали интересующие их вопросы, делились собственным мнением, давали содержательные ответы на поставленные педагогами проблемные вопросы.
По каждому блоку учащимся были предложены следующие вопросы для обсуждения:
1. Какой была основная цель гитлеровской Германии в войне против СССР?
2. Какое соотношение военных сил было в начале ВОВ?
3. Дайте оценку действиям Красной Армии на территории Беларуси в начальный период войны. Когда был «Лепельский контрудар»?
4. Примеры героизма советских солдат на границе, при обороне Брестской крепости, под Могилёвом, при обороне Минска, Бобруйска, Жлобина.
5. Какие потери понесли силы фашистской Германии на первом этапе Великой Отечественной войны?
6. Когда она произошла? (10 июля-10 сентября 1941 года). Какие города держали оборону?
7. Где был первый контрудар Красной Армии в ходе боёв на московском направлении?
8. Кто из военачальнико-белорусов отличился в этой операции?
А вот в блоке «Московская битва» учащимся было предложено проанализировать карту «Наступление советских войск в декабре 1941-апреле 1942 года» и ответить на вопросы:
1. Как называлась военная операция фашистских войск под Москвой?
2. Кто был назначен командующим советскими войсками под Москвой?
3. Какое значение имела Московская битва для советского народа?
ШАГ 3 «Мы подводим итоги»
В заключении обсуждения темы единого информационного часа, учителя истории попросили учащихся высказать свое аргументированное мнение по вопросу почему, несмотря на то, что Германское руководство планировало «молниеносную войну», рассчитывало до 1 октября 1941 г. завершить военную операцию против СССР, планы гитлеровцев были сорваны. Какие факторы (подвиг советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения) на это повлияли? Учащиеся с помощью педагогов рефлексировали над тем, какие меры, принятые руководством СССР в первые дни войны, помогли в дальнейшем одержать победу над фашистской Германией? Рассуждали в форме дискуссии об эффективности принятых советским руководством мер для организации обороны от агрессии со стороны Германии.