Нормативно – методическая основа профориентационной работы в учреждении образования
Закон Республики Беларусь 15 июня 2006 г. № 125-З О занятости населения Республики Беларусь
Структура системного подхода
к профессиональному самоопределению учащихся
Этап |
Звенья и их функциональные характеристики |
|||
I. Профессиональное просвещение |
Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу |
Ознакомление с социально- экономическими аспектами выбора профессии |
Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства |
Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства |
II. Профессиональное убеждение |
Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии |
Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества |
Самовыражение в выборе профессии |
Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения |
III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии |
Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук |
Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе |
Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения |
Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности |
IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся |
Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией |
Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья |
Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста |
Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации |
1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.
Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус».
2. Профессиональное убеждение:
а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще-
образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии.
По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов – 7–11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13–14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания;
б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу;
в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества;
г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;
д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии;
е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения.
3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся:
а) профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;
б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);
в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.
4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии:
а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки;
б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения;
в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.);
г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;
д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).
Согласно другому подходу, система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформация);
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.
Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.
Работа в школе по профориентации включает три направления:
1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией.
2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.
3. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.
К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к самостоятельному выбору профессии).
Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников.
Рекомендации педагогам-предметникам ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ