КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Статья 97. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»
Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 (условия оплаты труда)
Руководитель экспериментального проекта: Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.
Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.
Задачи:
- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;
- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.
Основная идея экспериментального проекта
В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).
Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.
Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода.
Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.
Задачи:
- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;
- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.
Гипотеза экспериментального проекта:
Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.
Сведения об экспериментальных классах
Экспериментальные классы |
Модели обучения |
Количество учащихся в классе |
Категории учащихся о ОПФР |
||
Общее кол-во |
Нормально развивающиеся |
Учащиеся с ОПФР |
|||
I «Г» |
Экспериментальный класс В |
18 |
14 |
4 |
2 - ДЦП, 1 – несовершенный остеогенез, 1 - СМА |
IV «Ж» |
Экспериментальный класс В |
20 |
17 |
3 |
2 – ДЦП, 1 – ДЦП и тугоухость |
V «Г» |
Экспериментальный класс В |
19 |
16 |
3 |
2 – ДЦП, 1 – укороченная нижняя конечность |
Опыт работы ГУО «Средняя школа №38 г. Гродно» по инклюзивному образованию транслировался в журнале «Гродно» №3/2020 «Наша миссия – раскрыть потенциал каждого ребёнка», в газете «Гродненская правда» №96/2020 год, «Школа не знает барьеров: как организовано инклюзивное образование в СШ №38», на сайте Главного управления образования (http://edu-grodno.gov.by/новости/document-17273.html), на сайте газет «Гродненская правда» и «Перспектива». На телевизионных каналах «Гродно Плюс» и «Беларусь 4» вышли в эфир следующие репортажи:
23.03.2017 года – «Семинар по инклюзии в СШ №38 г. Гродно»;
10.01.2019 - «Инклюзивная школа №38»;
02.12.202 – «Социализация детей с особенностями развития».
В феврале 2021 года лего-проект «Гродно – город-музей», созданный учащимися с ОПФР IV Г и IV Е классов, принял участие в выставке к научно-методическому совету в ГУО «Гродненский областной институт развития образования», посвящённой Году малой родины.
Дипломом I степени на IX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта отмечен опыт работы учителей экспериментальных классов Расилевич А.В., Урбанович О.И. по формированию гражданских и патриотических качеств личности учащихся с ОПФР посредством создания и реализации серии лего-проектов «Гродно – город-музей» «Маленькие детали большого города», опубликованный в аннотированном каталоге методических материалов XIX республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.
19.06.2021 в «Настаўнiцкай газете» освещён опыт работы ГУО «Средняя школа №38 г. Гродно» (Расилевич А.В., Урбанович О.И.) по созданию ЛЕГО-проектов. https://nastgaz.by/lego-praekty-grodzenskih-shkolnikau/