Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Активное лето гражданина» (22.09.2022)
Первый единый информационный час в рамках реализации республиканского проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» в 2022/2023 учебном году прошёл 22.09.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Активное лето гражданина»
Первый единый информационный час в рамках реализации республиканского проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» в 2022/2023 учебном году прошёл 22.09.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Активное лето гражданина»
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
1. «Один маршрут – общая память»;
2. «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».
Обсуждение информационных блоков сентябрьской сессии прошло в рамках работы инициативных групп в каждом классном коллективе, в которых роль спикера выполнял классный руководитель. В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения.
В начале обсуждения информационных блоков в каждом классном коллективе модераторами было подчеркнуто, что важным элементом белорусского общества является его историческая память, которая символизирует связь времен и поколений, неразрывность судьбы независимой Беларуси с героическими страницами истории белорусского народа. Именно память поколений как связующее звено времен делает нас сильнее и мудрее. Благодаря исторической памяти мы смогли построить свое государство, отстоять национальные интересы и безопасность страны.
Модераторам важно было подчеркнуть, что именно память и наша история наделила нас пониманием вещей, ведь в уроках прошлого заложено благополучие будущего. Если мы помним, значит мы не просто существуем, но и живем полноценной жизнью.
Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (22.09.2022) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств, телеграм-канала «Министерства образования Республики Беларусь».
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Один маршрут – общая память»;
В начале обсуждения первого информационного блока спикеры познакомили ребят с итогами реализации международного патриотического проекта «Поезд Памяти», в котором приняло участие 200 белорусских и российских школьников, по 100 от каждой страны. За 15 дней посетили несколько городов двух стран, ознакомились с основными вехами Великой Отечественной войны, к которым был привязан маршрут движения поезда, стали участниками многочисленных мероприятий (встречи с ветеранами, посещение музеев, реконструкции военных событий и др.). «Поезд Памяти» следовал по маршруту Брест – Гродно – Витебск – Смоленск – Ржев – Вязьма – Кубинка – Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Псков – Орша – Могилев – Гомель – Минск. На конечную станцию прибыл 3 июля – ко Дню Независимости Республики Беларусь.
Особенное внимание в обсуждении отводилось важности данного проекта, так как его основная задача состояла в том, чтобы рассказывать о войне подрастающему поколению, способствовать патриотическому воспитанию и объединению молодежи Беларуси и России.
В ходе обсуждения тематического блока участники пришли к выводу, что данный проект позволяет сохранить историческую память о тех, кто защищал нашу родину в годы Великой Отечественной войны, кто отдавал свою жизнь, чтобы мы с вами жили в мирном, спокойном государстве». Способствует единению двух братских народов России и Беларуси, укрепляет сотрудничество между странами в реализации молодежных общественно-значимых проектов.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Один маршрут – общая память» стали:
- Для осуществления проекта выбран маршрут Брест – Гродно – Витебск – Смоленск – Ржев – Вязьма – Кубинка – Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Псков – Орша – Могилев – Гомель – Минск; проект соединяет две даты: 22 июня и 3 июля. Как вы думаете, с чем это связано?
- Какой маршрут могли бы предложить вы для продолжения проекта?
- Что на вас произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом? Чем запомнился данный проект?
- Как вы думаете, насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны?
Блок: «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов»
В продолжении обсуждения сентябрьской темы проекта, участники рассмотрели вопрос об особенностях организации полезного отдыха учащихся в летний каникулярный период. Ведь именно летние каникулы ассоциируются с отдыхом, но далеко не все молодые люди используют этот период для праздного времяпровождения. Огромное количество ребят стремится как можно раньше стать независимыми, в том числе в финансовом плане. Возможность оздоровиться и заработать в Беларуси представляется всем учащимся от 14 до 18 лет.
В ходе общения учащиеся узнали о возможных формах и видах полезной трудовой занятости детей и подростков в летний каникулярный период, в том числе организованной на базе учреждения образования (деятельность трудовой бригады), различных предприятиях Гродненской области.
Модераторы в каждом классном коллективе уделили внимание также обсуждению основных положений различных действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы трудовой деятельности несовершеннолетних в Республике Беларусь на сегодняшний день. В частности, были рассмотрены принятые изменения списка легких видов работ, которыми могут заниматься подростки, что предусмотрено постановлением Министерства труда и социальной защиты № 50 от 23 августа 2022 года.
В заключении обсуждения информационного блока модераторами было подчеркнуто, что именно активная трудовая занятость учащихся позволяет выбрать осознанный маршрут своего профессионального будущего, что является одной из стратегических задач системы образования.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» стали:
- Согласны ли вы с мнением, что «…личностный успех – это одно из слагаемых успешного развития белорусского государства»?
- Многие ребята предпочитают в период летних каникул работать. Какие возможности предоставляются подросткам для работы во время каникул? Кем может работать подросток?
- Как вы думаете, почему среди молодежи в каникулярное время популярны стройотряды?
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам первой сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году творческими группами классных коллективов было принято решение познакомиться с работой тематической фото-выставки «Поезд памяти», которая проходит в учреждении образования с 15.09.2022 по 30.09.2022, а также создать серию тематических буклетов «Каникулы с пользой» или «100 идей: как провести лето», с целью формирования у учащихся активной жизненной позиции и мотивации личностного роста, правильном выборе индивидуального профессионального маршрута в дальнейшем.