Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС) (24.02.2022)
Традиционно в понимании белорусского общества февраль ассоциируется, в первую очередь, с датами которые так или иначе связаны с людьми посвятившими свою жизнь служению родной Беларуси. Мужество и доблесть белорусов подчеркивают такая памятная дата как День воина интернационалиста, и праздник День защитника Отечества. Именно с этими датами связана тематика февральской сессии проекта «Школа активного гражданина» (24.02.2022 г) для учащихся VIII-XI классов.
Традиционно в понимании белорусского общества февраль ассоциируется, в первую очередь, с датами которые так или иначе связаны с людьми посвятившими свою жизнь служению родной Беларуси. Мужество и доблесть белорусов подчеркивают такая памятная дата как День воина интернационалиста, и праздник День защитника Отечества. Именно с этими датами связана тематика февральской сессии проекта «Школа активного гражданина» (24.02.2022 г) для учащихся VIII-XI классов. Тема февральской сессии «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
- «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны»;
- «Границы Беларуси под надежной защитой»;
- «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».
Организация февральской сессии проекта осуществлялась в привычной форме работы, так учащиеся IX-XI классов познакомились с содержанием информационных блоков в своих классных коллективах, в которые в качестве приглашенных гостей привлекались представители администрации школы, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Полудень И.Е., учителя истории и обществоведения, а также педагоги-психологи учреждения образования, которые встретились с учащимся выпускных классов и познакомили их с предлагаемым перечнем специальностей в высших учебных заведений военной направленности, особенностями подготовки ко вступительной компании, а также проходными баллами и конкурсными испытаниями.
Необходимо отметить, что учащиеся VIII классов обсуждали информационные блоки в дистанционном формате, а также могли подключиться к прямой трансляции организованной на странице школы в социальной сети Instagram. Включение было организовано с площадки IX «Б» класса, где в роли модератора выступил учитель обществоведения Ущенчик А.Г.
Функции модераторов в каждом коллективе выполняли классные руководители, а также учащиеся вошедшие в состав инициативных групп, которые были созданы в каждом классном коллективе для знакомства своих одноклассников с подготовленными информационными материалами (мультимедийные презентации, видеосюжеты и др.) предназначенными для раскрытия раннее обозначенных тематических блоков.
Для подготовки инициативных групп учащихся в классных коллективах (24.02.2022) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств, материалы телеграм-канала «Министерства образования Республики Беларусь», учебное издание: пособие «Гордость за Беларусь», официального портала Министерства обороны Республики Беларусь.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны»
В начале обсуждения первого информационного блока модераторы в каждом классном коллективе напомнили учащимся, что Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.
При этом педагоги отметили, что солдаты, прапорщики, офицеры белорусской армии, зачастую рискуя собственной жизнью, обеспечивают безопасность нашей страны, жизнь простых граждан, их мирный сон, труд, учебу. Это они очищают нашу землю от опасного наследия Великой Отечественной войны, нейтрализуя ежегодно по несколько десятков тысяч взрывоопасных предметов. Ценой жизни готовы прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается.
Особое внимание участников проекта, в рамках обсуждения данного информационного блока было обращено на важность прохождения срочной военной службы, которая предназначена, в первую очередь, для подготовки военно-обученного резерва, имеющего военно-учетную специальность.
В завершении рассмотрения блока, модераторы и педагоги-психологи познакомили учащихся с перечнем специальностей которые предлагают высшие учебные заведения военной направленности Республики Беларусь.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны» стали:
- Как вы считаете, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам обороноспособности?
- Почему мирной Беларуси необходимо поддерживать боеспособность армии?
- Какие факты свидетельствуют об усилении белорусского военно-научного и военно-образовательного комплекса в ходе реформирования армии?
- Что вы знаете о международных армейских играх и соревнованиях?
- Каковы достижения белорусских военнослужащих в этих соревнованиях?
- Как вы думаете, о чем говорит тот факт, что в белорусских командах высокое профессиональное мастерство демонстрируют военнослужащие срочной службы?
Блок: «Границы Беларуси под надежной защитой».
В начале знакомства со вторым информационным блоком учащиеся из числа инициативных групп рассказали одноклассникам о том, что на сегодняшний день пограничная служба адекватно реагирует на вызовы и перспективные угрозы, успешно реализуя Концепцию национальной безопасности в соответствии с государственной политикой страны.
Установление государственной границы – один из основополагающих элементов государственности. Только при наличии территории, статус которой юридически определен, можно говорить о государственном образовании, а тем более о таких его признаках, как суверенитет и территориальная целостность страны.
Также ребята из инициативных групп учащихся подчеркнули тот факт, что органы пограничной службы образуют единую систему, в которую входят: Государственный пограничный комитет, возглавляющий систему органов пограничной службы; территориальные органы пограничной службы; орган пограничной службы специального назначения; организации и иные органы пограничной службы, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.
Общее руководство органами пограничной службы осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. Непосредственное руководство органами пограничной службы осуществляет Председатель Государственного пограничного комитета.
В рамках общения с учащимися модераторы обратили их внимание также и на то, что правоохранительным органом, реализующим государственную таможенную политику и осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет.
Несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, в полном объеме выполняются задачи, поставленные Главой государства и правительством перед таможенной службой. Государственный таможенный комитет обеспечивает быструю, качественную и прозрачную логистику при перевозках грузов, максимальную цифровизацию транспортных коридоров и автоматизацию таможенных операций, надежную защиту интересов Беларуси, жизни и здоровья граждан. Совершенствуются условия для бизнеса: создаются цифровые транспортные коридоры, логистические центры, развивается инфраструктура в пунктах пропуска.
Надежная и эффективно функционирующая граница – один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Границы Беларуси под надежной защитой» стали:
- Как вы считаете, какие функции выполняют контрольно-пропускные пункты? В чем заключается специфика работы таможенных органов?
- Бок о бок с пограничниками и таможенниками работают наши четвероногие друзья. Расскажите, что вы знаете об их службе при охране границы, на таможне.
- В чем особенность кинологической службы на границе? Как вы думаете, какими личностными качествами должен обладать кинолог?
- Прокомментируйте выражение «Надежная и эффективно функционирующая граница – один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства»?
Блок: «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».
Последний информационный блок был посвящен знакомству учащихся с ключевой структурой, которая обеспечивает на системной основе комплексную безопасность.
В рамках обсуждения модераторы познакомили учащихся с функцией которой возложена на Министерство по чрезвычайным ситуациям. Так ребята узнали, что Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) – республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов и т.д.
Особое внимание в данном блоке было отведено профилактической работе которую проводит МЧС в области пожарной, промышленной и ядерной безопасности, объекты различного назначения приводятся в безопасное состояние.
В завершении обсуждения вышеобозначенного вопроса участники проекта также узнали, что для привлечения внимания к обеспечению безопасности жизнедеятельности, обучению навыкам безопасного поведения, популяризации здорового образа жизни проводятся республиканские конкурсы «Безопасное детство», «Школа безопасности», «Спасатели глазами детей», республиканские и международные слеты юных спасателей-пожарных. Работает детский полевой лагерь «Спасатель».
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом» стали:
- Что, по вашему мнению, главное в работе спасателя?
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать спасатель?
- Случалось ли вам сталкиваться с работой МЧС? Если да, то расскажите, при каких обстоятельствах.
- Министерство по чрезвычайным ситуациям проводит целенаправленную работу по созданию в Республике Беларусь образовательных центров безопасности. К настоящему времени в республике функционируют девять таких центров. Как вы думаете, какова их основная цель?
- Сегодня мы имеем немало примеров, когда учащиеся спасают малышей и своих сверстников, неравнодушные соседи или просто прохожие, не раздумывая бросаются на помощь попавшим в беду. Знакомы ли вам такие люди? Если да, то расскажите о них.
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам февральской сессии «Школы активного гражданина» в 2021/2022 учебном году творческими группами классных коллективов было принято организовать работу учащихся VIII-XI классов по созданию интерактивного плаката, посвященного деятельности служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в стране (регионе).