Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)» (23.09.2021)
23 сентября в ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» состоялась первая в 2021/2022 учебном году, сентябрьская, сессия единого дня информирования для учащихся VIII-XI классов в рамках проекта «Школа активного гражданина». Тема единого дня информирования 23 сентября 2021 года «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»
Первое мероприятие в рамках реализации республиканского проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» в 2021/2022 учебном году состоялось 23.09.2021 г., по теме «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
1. «Образование в Беларуси: во имя будущего страны»;
2. «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться».
Обсуждение информационных блоков сентябрьской сессии прошло в рамках работы инициативных групп в каждом классном коллективе, в которых роль спикера выполнял классный руководитель. В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения.
Обсуждение вышеобозначенных информационных блоков вызвало особый интерес среди участников проекта, так как многим учащимся данной возрастной категории только предстоит сделать свой профессиональный выбор. Как сделать правильное решение и определиться с будущей профессией? Какие профессиональные сферы сейчас наиболее востребованы? В чем преимущества профессионального образования Беларуси перед другими странами? А также ответы на иные вопросы получили учащиеся в рамках данного мероприятия.
Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (23.09.2021) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств, телеграм-канала «Министерства образования Республики Беларусь».
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Образование в Беларуси: во имя будущего страны»;
В начале обсуждения первого информационного блока спикеры обратили внимание ребят на то, что образование всегда являлось главным приоритетом государственной политики, которая базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых:
- государственно-общественный характер управления;
- обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
- повышение качества образования для каждого.
Особенное внимание в обсуждении отводилось исторической ретроспективе белорусского образования и его современному состоянию, в частности существующим ступеням образования, которые включают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Дополнительное подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Сегодня дополнительное образование детей и молодежи – одна из важных составляющих образовательного пространства общества, котороя позволяет формировать ценности, мировоззрение, гражданскую идентичность подрастающего поколения, мотивировать их в профессиональном самоопределении.
Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».
В ходе обсуждения тематического блока участники пришли к выводу, что традиции белорусского образования в сочетании с постоянным развитием, а также использование современных подходов в обучении делают белорусское образование одним из лучших на постсоветском и европейском пространстве, отвечающее всем мировым стандартам.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Образование в Беларуси: во имя будущего страны» стали:
- Как вы думаете, почему образование в Республике Беларусь – один из главных приоритетов государственной политики?
- Какое место занимает Беларусь по уровню образования в мире?
- В чем особенности системы образования в Республике Беларусь?
Блок: «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться»
В продолжении обсуждения сентябрьской темы проекта, участники рассмотрели вопрос перспективны развития образования в Беларуси. В начале обсуждения спикеры обратили внимание, что совершенствование и обновление системы общего среднего, средне-специального и высшего образования Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики страны с опорой на лучший педагогический опыт и учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.
Так, Министерством образования Республики Беларусь разработана Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030. Актуальность которой обусловлена тем, что современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Республикой Беларусь совершенно новые задачи. И прежде всего – повышение национальной конкурентоспособности, придание большей устойчивости государству в условиях экономических и социальных трансформаций. В свою очередь эта задача не может быть решена без изменения экономики в пользу новых технологий и новых знаний, без создания инновационной экономики, важнейшим институтом развития которой является система образования.
В ходе общения было отмечено, что Республика Беларусь стабильно входит в группу 30 наиболее развитых стран мира по показателям в сфере образования согласно Отчету ПРООН о человеческом развитии-2019. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27 место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10 место. Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям.
Сохранение и качественное развитие существующей системы образования с учетом глобальных тенденции и актуальных запросов общества, та цель которая стоит перед белорусским образованием на сегодняшний день.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться» стали:
- Как вы думаете, в чем состоит значимость образования для личности? Для общества?
- Что означает принцип «образование через всю жизнь»? Каким образом в Беларуси обеспечивается реализация этого принципа?
- Как вы понимаете высказывание М. Булгакова: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам». Как вы считаете, о каком навыке идет речь? Какова, на ваш взгляд, задача современного образования?
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам первой сессии «Школы активного гражданина» в 2021/2022 учебном году творческими группами классных коллективов было принято решение принять активное участие в Неделе профессионального образования которая пройдет с 27 сентября по 03 октября 2021 г., в рамках которой учащиеся получат информацию о разнообразии профессий и возможностях профессионального образования в Беларуси.