Школа Активного Гражданина «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» (22.12.2020)
Календарный год неумолимо приближается к своему завершению, приблизив учащихся к проведению последней сессии «Школы активного гражданина» в 2020 г. Так, декабрьский единый день информирования для учащихся VIII-XI классов в рамках проекта «Школа активного гражданина» ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» состоялся во вторник 22.12.2020. Тема единого дня информирования 22 декабря 2020 года: «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе наши достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины)
Календарный год неумолимо приближается к своему завершению, приблизив учащихся к проведению последней сессии «Школы активного гражданина» в 2020 г. Так, декабрьский единый день информирования для учащихся VIII-XI классов в рамках проекта «Школа активного гражданина» ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно» состоялся во вторник 22.12.2020. Тема единого дня информирования 22 декабря 2020 года: «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе наши достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины)
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди обучающихся VIII-XI прошло обсуждение следующих информационных блоков:
- «Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни»;
- «Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой Родины».
Обсуждение тематических блоков осуществлялось в каждом классном коллективе в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, роль модератора в каждом коллективе выполнял классный руководитель, также в классах активно проявляли себя творческие группы из числа обучающихся которое обеспечивали информационную поддержку, выражали свое мнение, а также обеспечили по итогам работы сессии наличие детских инициатив по обозначенным вопросам в соответствии с тематическими блоками.
Необходимо отметить, что учащиеся XI «В» класса приняли участие в обсуждении тематических блоков в рамках круглого стола (дистанционно) с представителями администрации учреждения образования и педагогическим коллективом школы, что позволило учащимся обсудить тематические блоки с различных позиций, увидеть педагогическую точку зрения по данным вопросам, поделиться своими идеями в рамках реализации различных ШАГов.
Для подготовки к работе декабрьской сессии «Школы активного гражданина» активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни»
В рамках обсуждения первого блока модератором круглого стола Ущенчиком А.Г. (учитель обществоведения), а также классными руководителями в рамках работы в классных коллективах было отмечено, что: «За годы независимости нашей страной пройден огромный путь развития, результаты этого процесса может ощутить каждый белорус. После распада Советского Союза мы смогли не только сохранить страну, но и приумножить ее экономический потенциал, обеспечить каждому гражданину необходимый набор социальных гарантий, укрепить национальную безопасность. Голос Беларуси слышен на авторитетных международных площадках, во многом благодаря мирным инициативам руководства страны»
Дальнейшее обсуждение тематического блока «Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни» велось в разрезе достижений различных регионов Республики Беларусь. Так, творческие группы внутри каждого классного коллектива подготовили презентации шести регионов и нашей столицы, в которых были показаны их успехи и достижения, а также их роль и место в судьбе каждого белоруса.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни» стали:
− Что такое Родина? Что означает это понятие для каждого человека? Почему для человека важно чувствовать свою сопричастность с родиной?
− Создание каких промышленных и социальных объектов, по вашему мнению, подтверждает, что «Беларусь – страна для народа»?
− Как вы считаете, почему обретение суверенитета и независимости является важнейшим достижением для нашей страны?
− Какие мероприятия, состоявшиеся в суверенной Беларуси за последние годы, вы могли бы назвать наиболее значимыми для вас?
− Каких успехов достиг ваш населенный пункт, регион за 2018– 2020 годы, проходящие под знаком Года малой родины?
− Как вы думаете, какова роль малой родины в судьбе каждого человека?
− Что вы можете рассказать о земляках, внёсших большой вклад в процветание вашей малой родины?
Блок: «Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой родины»
Для каждого учащегося, нашего учреждения образования, далеко не секрет, что в каждом уголке Беларуси, в каждом городе, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Малая Родина для учащихся – это и природа, которая их окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного населённого пункта, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории района и, конечно, люди – гордость и слава родного города.
В связи с вышесказанным акцент обсуждения данного тематического блока, модераторами и творческими группами, основывался на идее того, что только от нас зависит какой вклад мы внесем в развития своей малой Родины.
Ведь всё, что мы делаем в жизни, мы делаем для себя. Помня об истоках, по мере сил и возможностей вкладывая их в свою малую родину, будь то улица, двор, деревня, город, – мы делаем это для себя. Чтобы краше становилась наша Родина, чтобы дети и внуки гордились ею, чтобы оставались традиционными белорусские ценности…
В рамках знакомства с данным вопросом и его последующим обсуждением учащиеся проанализировали многие реализованные молодежные проекты направленные развитие малой Родины, сохранение традиций, формирование гражданской активности.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой родины» стали:
− Белорусскому поэту Сергею Граховскому принадлежат следующие строки: «… Жыві, шукай, усё рабі як след, каб на Радзіме твой свяціўся след». Как вы думаете, какой смысл вложил поэт в эти слова?
− 2018–2020 годы, прошедшие под знаком Год малой родины, для многих населенных пунктов стали своего рода стартом для развития и процветания. Как вы считаете, в чем ваш вклад в общее дело?
− Год малой родины стал своего рода стимулом для наведения порядка в каждом населенном пункте. Чем вы смогли помочь своей малой родине?
− В учреждениях образования проходят различные мероприятия республиканского уровня. Поделитесь опытом реализации социальных инициатив.
− Белорусское телеграфное агентство запустило проект «З гонарам у сэрцы», посвященный достижениям суверенной Беларуси в различных сферах – от высоких технологий и национальной безопасности до медицины и национальной культуры. Если бы вам представилась возможность снять фильм о малой родине, о чем бы вы рассказали в этом фильме?
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам работы декабрьской сессии «Школы активного гражданина» творческими группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие учащихся VIII-XI классов в производственных экскурсиях на предприятия г.Гродно и Гродненской области, организации тематических встреч с представителями трудовых коллективов, направленных на знакомство с последними достижениями региона, а также формирование будущей профессиональной ориентации детей и молодежи.