Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь) (27.01.2022)
Наступление третьей четверти для всех участников образовательного процесса, в частности для учащихся VIII-XI классов, говорит о том, что учебный год стремительно идёт к своему логическому завершению, а дата январской сессии проекта «Школа активного гражданина» (27.01.2022) и вовсе является своеобразной точкой экватора не только учебного года, но и проекта в целом, так как большинство тем, в рамках проекта учащимися и педагогами в 2021/2022 учебном году будет рассмотрено.
Так, в январе 2022 г. участники проекта обсудили тему «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь), которая раскрывает особенности конфессионального пространства Беларуси.
Наступление третьей четверти для всех участников образовательного процесса, в частности для учащихся VIII-XI классов, говорит о том, что учебный год стремительно идёт к своему логическому завершению, а дата январской сессии проекта «Школа активного гражданина» (27.01.2022) и вовсе является своеобразной точкой экватора не только учебного года, но и проекта в целом, так как большинство тем, в рамках проекта учащимися и педагогами в 2021/2022 учебном году будет рассмотрено.
Так, в январе 2022 г. участники проекта обсудили тему «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь), которая раскрывает особенности конфессионального пространства Беларуси.
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
- «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»;
- «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, - место духовного единения».
В январе работа по реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ», в связи с устойчивой заболеваемостью граждан коронавирусной инфекцией COVID-19, иными острыми респираторными заболеваниями, осуществлялась в традиционной для всех участников форме. Учащиеся VIII классов проводили обсуждение информационных блоков в дистанционном формате, а учащиеся IX-XI классов познакомились с содержанием проекта в рамках работы в классе.
Функции модераторов в каждом коллективе выполняли классные руководители, учителя истории и обществоведения, а также учащиеся вошедшие в состав инициативных групп, которые были созданы в каждом классном коллективе для знакомства своих одноклассников с подготовленными информационными материалами (мультимедийные презентации, видеосюжеты и др.) предназначенными для раскрытия раннее обозначенных тематических блоков.
В качестве приглашенных гостей, для обсуждения тематических блоков и возникших вопросов у учащихся, привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, руководитель школьного музея «Христианские ценности и народные традиции в семье».
Для подготовки инициативных групп учащихся в классных коллективах (27.01.2022) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств, материалы телеграм-канала «Министерства образования Республики Беларусь», учебное издание: пособие «Гордость за Беларусь».
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»
Особенность рассмотрения первого информационного блока заключалась в том, что модераторы и инициативные группы учащихся познакомили ребят с основными задачами конфессиональной политики Республики Беларусь, которые направленны на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями.
Модераторы в ходе обсуждения данного блока, обратили внимание участников проекта на то, что для белорусского общества характерны веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве. На поддержание мирного сосуществования религиозных общностей направлены и политика государства, и деятельность самих религиозных организаций.
Необходимо отметить и тот факт, что отсутствие религиозных противоречий в обществе также связано с наличием прогрессивного законодательства в стране, которое обеспечивает и гарантирует права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.
Модераторы и приглашенные гости подчеркнули, что действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.
Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.
В завершении обсуждения первого блока информационные группы в классных коллективах познакомили учащихся с конфессиональным составом белорусского общества, обратили внимание на ведущее место в религиозной жизни страны Белорусской православной церкви, деятельность Римско-католической церкви, протестантских, буддистских, иудейских и мусульманских общих и организации, лишний раз подчеркивая, что укреплению межнационального мира, способствует межконфессиональный диалог основанный на принципе открытости и добрососедства всех религий.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь» стали:
- Как вы думаете, на что направлена конфессиональная политика нашего государства?
- Какие конфессии в Беларуси являются традиционными? Какую роль они сыграли в истории Беларуси?
- В чем уникальность религиозной ситуации в нашей стране?
- Как вы думаете, что должно лежать в основе межнациональных отношений?
- Как, по-вашему, связаны такие понятия, как «толерантность» и «межнациональные отношения»?
- Как вы считаете, какие условия, созданные в нашей стране, способствуют сохранению согласия в белорусском обществе?
Блок: «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, - место духовного единения».
В рамках второго, заключительного информационного блока инициативные группы провели для учащихся виртуальную экскурсию в «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших», в рамках которой ребята узнали, что Освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске состоялось 4 июня 1991 года. Его совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ходе первого Патриаршего визита в Беларусь.
В 1996 году при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси была заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам в основание храма-памятника.
В рамках общения модераторы подчеркнули, что место строительства выбрано не случайно: с восточной стороны к нему непосредственно примыкает Московское (Восточное) кладбище, где покоятся многие соотечественники, составившие честь и славу Беларуси. В 2005 году был утверждён проект «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем», а летом 2006 года началось его строительство.
В ходе Первосвятительского визита в Минск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 октября 2012 года возглавил церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (автор идеи – отец Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков, архитектор Игорь Морозов), установленного у входа в церковь. Здесь же 2-6 июня 2014 года состоялся IV Европейский православно-католический форум, в котором участвовали представители 22 стран.
В завершении виртуальной экскурсии инициативными группами было отмечено, что Храм-памятник – уникальный образец отношения к памяти Отечества, своеобразный научно-методический центр комплексной музейной практики, одновременно являясь примером мужества и стойкости предков, играя большую роль в воспитании культуры памяти следующих поколений.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, - место духовного единения» стали:
- В чем заключается ключевая идея концепции Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?
- Что значит для вас понятие историческая память? Зачем она необходима человеку, народу?
- Если кто-нибудь из вас посещал экспозицию «Музей памяти» Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, поделитесь своими впечатлениями.
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам январской сессии «Школы активного гражданина» в 2021/2022 учебном году творческими группами классных коллективов было принято решение принять активное участие учащихся VIII-XI классов во внутришкольном литературном конкурсе «Истоки духовности», основная цель которого приобщение учащихся к духовному наследию белорусского народа.